Николай, Любовь и ангел

Наш сегодняшний рассказ из цикла МДЦ «Полярная звезда» «Я и мое поколение» о замечательной семье Дурягиных - Николай Степанович и Любовь Ивановна, однажды встретившись, сумели сохранить и пронести через всю свою семейную жизнь радость той первой встречи, которая и стала отправной точкой создания нового мира - мира уже нескольких поколений Дурягиных, где к Вере, Надежде и Любви свое - особо трепетное - отношение: и это неслучайно.

duragini.jpg

Николай Степанович Дурягин родился двадцать четвертого июля 1925-го года в деревне Захарово, Батдаровского сельсовета, Никольского района, Вологодской области. Когда началась война, ему не было и шестнадцати. А когда подошел призывной возраст, из райвоенкомата пришла повестка. Но в армию Николая не взяли - весил всего тридцать пять килограммов… Оставили в городе - учиться на шофера, а заодно и проходить первоначальную военную подготовку. Двадцать пятого декабря 1943-го года Николай Дурягин был направлен в город Богородск, Горьковской области, и зачислен курсантом в учебную роту 6-го автополка 283-го моторизованного батальона особого назначения. Двенадцатого января 44-го принял военную присягу и был переброшен под Нарофоминск, где на американских машинах «Амфибия» приобретал опыт форсирования водных преград и высадки десанта в тылу врага. Боевое крещение принял в боях под Нарвой. Там полегло много боевых товарищей-однополчан, тогда же были потеряны и первые боевые машины. За освобожение Прибалтики - острова Озель - рядовому Николаю Дурягину приказом Верховного главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина двадцать четвертого ноября 1944-го года была объявлена благодарность. После освобождения Прибалтики для восстановления потерь автополк вернулся под Ленинград - там в спешном порядке набирали солдат, проверяли машины, чтобы в скором времени отправить их в Варшаву, далее - в сторону Франкфурта-на-Одере и, наконец, на Берлин. Поставленная задача - форсировать Одер. «На одном берегу были наши, - вспоминает Николай Степанович, - на другом - немцы. Перед рассветом «Катюши» дали по ним очередь… Так молотили, что дышать нечем было. А когда переправлялись на ту сторону, со стороны немцев началась бомбежка. Много тогда ребят вместе с машинами ко дну ушло, многие на берегу погибли… После боя автополк получил небольшую передышку. Недалеко от Франкфурта устроились на привал до утра, засыпали прямо за рулем. Ни еды, ни питья не надо было - только сон… А потом опять в бой - на Берлин. Быстроходные машины «Форд» всегда были на переднем плане».

Войну Николай Дурягин прошел без ранений, но жизнь в соседстве с водой подорвала здоровье. Однажды при форсировании Рижского залива машина не дошла до берега - отказала помпа. Пришлось всю ночь просидеть в воде. Ноги опухли, руки отказывали… Только после окончания войны Дурягин попал в госпиталь, расположившийся недалеко от Берлина. Месяц пролежал на больничной койке, потом вернулся в свой автополк. Об окончании войны узнал девятого мая от радисток, но сил радоваться не было - хоронили ребят, погибших в последних боях…

После войны Николай Степанович остался на пять лет в Германии в контрразведке «Смерш», в задачи которой входило освобождение советских граждан, насильно увезенных из Советского Союза. Демобилизовался рядовой Дурягин четырнадцатого октября 1948-го года. В 50-м уехал на север, сначала в Мончегорск, где устроился водителем в «Стальмонтаж». Через год всех холостяков перевели в Оленегорск в «Трансводстрой». Вскоре оказался на комбинате, несколько лет был водителем у директора Панкрушина, потом работал на БелАЗе, за год до пенсии стал трудиться слесарем по ремонту автомобилей.

В День Победы Николай Степанович Дурягин надевает свои боевые награды. Ему есть чем гордиться. И в мирное время тоже. В семье Дурягиных два сына, две дочери, десять внуков и семеро правнуков! Со своей женой Любовью Ивановной Николай Степанович познакомился в православный праздник Веры, Надежды, Любви тридцатого сентября - в День ее ангела, что очень символично. А родилась Любовь Ивановна, в девичестве Телешова, двадцать седьмого сентября 1926-го года в деревне Медведково, Княгининского района, Горьковской области. Она была четвертым ребенком в большой крестьянской семье. Работала так, как не всякий взрослый человек может. В 1942-м году пришла повестка из сельсовета - пятнадцатилетнюю Любу и еще нескольких деревенских девчонок забрали на 112-й судостроительный завод Горького на курсы ФЗО. С началом войны завод переоборудовали для производства танков Т-34 и снарядов. Обучение длилось шесть месяцев. Чтобы быстрее появились навыки, девчонок заставляли каждый день работать на станках. Работали обычно по двенадцать часов. Жили в общежитии, по двенадцать человек в комнате, в которой были только окна и узенькие койки. До Горького немцы не дошли, но самолеты вражеские сюда долетали.

В начале 50-х в Горьковскую область с Кольского полуострова приехали специалисты вербовать молодежь для строительства обогатительной фабрики в Оленегорске - так Люба Телешова и оказалась в городе, с которым с тех пор крепко связана ее судьба. Тринадцать лет и восемь месяцев отработала Любовь Ивановна в центральных ремонтных мастерских, вышла на пенсию в 1979-м году. Любовь Ивановна и Николай Степанович Дурягины столько лет идут по жизни вместе, умея мечтать, радоваться и искренне любить - красивая семейная пара, над которой когда-то распростер свои крылья ангел.

Подготовила Ольга ВЕНСПИ.

Фото из архива семьи Дурягиных.