Труженик, солдат, коммунист

Год ушедший. Он непременно вызывает у людей чувство грусти о невозвратном, откладывая в их памяти все то, что они смогли сделать, и то, чего не успели и что им предстоят сделать в новом году.

udalcov_a_i.jpg

На лице машиниста электровоза железнодорожного цеха Алексея Ивановича Удальцова я увидел другую грусть, грусть расставания. В окно глядела сумеречная мгла полярной ночи, а он рассказывал. Рассказывал не об этом уходящем годе, который стал для него последним на комбинате, а о тех неповторимых, с которыми связана его трудовая биография. Он сидел на стуле, положив на колени натруженные руки, и вспоминал. Рассеянный свет электрической лампочки освещал его седые волосы, и лицо, а в глазах комсомольца 30-х годов горел отсвет пламени тех далеких героических лет.

1931 год. Продутый ветрами, закованный в морозы Кольский полуостров. Строительство гидроэлектрической станции «Нива-2». Не смолистые, жаркие костры в 45-градусный мороз согревали грузчика Алексея Удальцова, а Вера в товарищей, сознание важности выполняемого дела. Слабые уходили. Одни уходили тихо, другие — громко проклиная дикий Север с его колдовской полярной ночью. Удальцов не ушел. Он остался. Ему так велело сердце.

1937-1941 годы. Строительство Кандалакшского алюминиевого завода и гидроэлектрической станции «Нива-3». Бессонные ночи машиниста Удальцова на железнодорожных линиях и в локомотивном депо. В 1941 году он вместе с товарищами эвакуирует оборудование в Восточный Казахстан. В мае 1942 года закончился мирный труд железнодорожника Удальцова.

Фронт. Героическая оборона Сталинграда, легендарная 62-я Армия. Рядовой Удальцов стоит насмерть, защищая Волжскую твердыню. Ранение. Спустя 18 лет нашла своего героя награда — медаль «За оборону Сталинграда».

В 1943 году батальонный минометчик Удальцов освобождает от фашистов Орел и Брянск. Под Столбцами ранение в ногу. Полевой госпиталь и освобождение Белостока. Не удалось солдату А. Удальцову оставить свою роспись на стенах поверженного Рейхстага. 26 апреля 1945 года тяжелое ранение. Справка об инвалидности.

Так и возвратился Алексей Иванович на свою Усть-Каменогорскую ГЭС инвалидом первой группы. Началась борьба за возвращение в строй. И человек победил. К 1948 году снова стал управлять паровозом бывший солдат Алексей Удальцов, награжденный медалями «За отвагу» и орденом Славы.

Но потянуло на Крайний Cевер. Туда, где он оставил свою молодость. И опять строительство «Нива-3», и опять строительство алюминиевого завода. Первая мирная награда за самоотверженный труд — орден «Знак почета».

А в 1952 году он едет туда, где зарождалось новое промышленное предприятие Заполярья — Оленегорский горно-обогатительный комбинат. Напряженная работа машинистом паровоза, а затем машинистом электровоза на железнодорожных путях комбината. В 1966 году труд Алексея Ивановича отмечен высшей наградой страны — орденом Ленина.

Все эти годы машинист электровоза А. И. Удальцов — преданный боец ленинской партии. В течение 14 лет он возглавлял партийную организацию железнодорожного цеха, ставшую одной из самых боевых на комбинате. Много внимания он уделял молодежи. И не случайно в минувшем году ЦК ВЛКСМ наградил А. И. Удальцова Почетной грамотой.

Сегодня Алексей Иванович уходит на пенсию, на заслуженный отдых. Он покидает родной комбинат, свой цех. Старый рабочий отдал им двадцать лет труда.

Низкий поклон вам, Алексей Иванович, за ваши славные дела.

Г. КИСИН