На всю оставшуюся жизнь: судьба советского человека

Юлия Никитична выключает телевизор всякий раз, когда начинаются передачи о войне. У этой женщины не хватает сил вспоминать пережитое. А воспоминания приходят.

Она видела войну своими глазами, была действующим лицом военных трагических событий в Заполярье, переживала их вместе с другими солдатами железнодорожного батальона. Вернее, солдатками. Мужья воевали на передовой, сдерживая натиск врага, а их жены воевали в тылу с непомерной усталостью, голодом, стужей, а порой с тем же врагом, налетавшим с воздуха. Железнодорожники Кандалакши получили военные билеты и отвечали за свою раньше мирную работу, по законам военного времени.

— Нам нельзя было покинуть пост,— рассказывает Ю. Н. Цветкова. — Бомбят, а я, особенно первое время, зажмусь в уголок станционной будки или упаду лицом в снег, чтоб не видеть пикирующих самолетов, и пережидаю. Бомбежка еще не кончится, как видишь — растаскивают горящие вагоны, бежишь туда.

— Работала со мной Мария Кузьмина, — в глазах ветерана появляются слезы. Она их пытается вытереть, но слезы не уходят. — Я и проститься с нею не успела. Вижу — несут. Лицо осколками разбито, а меня срочно вызывают, станция горела.

Война началась, когда ей было двадцать лет. Но уже тогда за плечами было пережитое горе. В 1936 году умер отец, оставив Юлиной мачехе десять дочерей. Она была старшей, дела и дома хватало, но пришлось идти работать.

В неполные семнадцать лет пришла на железную дорогу, стала стрелочницей.

В сорок третьем во время одной из бомбежек убило дежурного по станции. Она помнит — звали его Алексей Евсеев. Выскочил он на пути, чтобы отправить состав, который еще не горел. Осколки бомбы попали ему в живот, видя гибель командира, она не растерялась, взяла управление на себя.

Это был настоящий бой. Неравный бой. Над станцией кружилось два десятка фашистских самолетов. По ним вели огонь наши зенитки, но самолеты как стая хищных птиц, отходили н вновь падали на свою добычу.

Работы по восстановлению путей велись постоянно. Отдохнув 3-4 часа после 12-часовой смены, железнодорожники шли на расчистку путей, затем опять на смену.

После войны Юлию Никитичну разыскала заслуженная медаль «За защиту Cоветского Заполярья».

Сейчас Ю. Н. Цветкова работает кастеляншей в столовой № 2. Работает давно, с 1949 года. Оставаться на железной дороге было слишком тяжело. Нет, не физически, этому она научилась, слишком тяжела была память.

Скромная и привыкшая без лишних слов делать свое дело, женщина всегда смущается, когда ее фамилию называют в числе лучших. А называют справедливо. Вот уже тринадцать лет она работает после того, как пришел срок уйти на заслуженный отдых. Действительно заслуженный, но Юлия Никитична работает и не считает это большой заслугой: — Пока можется, работать буду. Раз надо, так надо. Ведь не для себя. Вон какое поколение выросло.

Конечно, ветеран войны и труда Юлия Никитична Цветкова не остается безучастной. Острое понимание долга перед людьми, выработавшееся в тяжелые годы войны, осталось у нее на всю жизнь.

Трудная судьба досталась этой женщине, но она выстояла, ведь рядом с ней всегда были товарищи и друзья, те советские люди, которые, побеждая свой страх и горе, шли на смерть ради общей победы, ради жизни на земле. Умение жить только так н не иначе осталось в них навсегда.

С. Беспалов