Рядовой 6-го автополка 283-го моторизованного батальона

60 лет отделяют нас от героической победы над фашизмом. Страна готовится отмечать этот юбилей. 9 мая 1945 года — День Победы — высшая награда всем, кто остался в живых, и вечный памятник отдавшим свою жизнь во имя свободы и независимости нашего Отечества. Роспись советского солдата на стенах рейхстага в Берлине, логове фашизма, поставила точку в самой кровопролитной войне, продолжавшейся 1418 дней и ночей. Память о великой освободительной роли нашей Армии будет жить вечно. Эта рубрика посвящается труженикам тыла и ветеранам Великой Отечественной войны. Знакомьтесь, Николай Степанович Дурягин — о нем наш рассказ.

duryagin.jpg

Медаль “За отвагу”, медаль “За взятие Берлина”, медаль “За Победу над Германией”, медаль “30-летию Советской армии и флота”... Много у ветерана Николая Степановича Дурягина боевых наград, каждая из них — напоминание о каком-либо эпизоде войны. А было все: страдание, скорбь и радость, слезы и надежда...

Николай Степанович Дурягин родился 24 июля 1925 года в деревне Захарово Байдаровского сельсовета Вологодской области Никольского района. Когда началась война, не было Николаю и 16 лет. Но вот подошел призывной возраст, и из райвоенкомата пришла повестка. Из их деревни призвали в тот раз двух пацанов, одним из них был Николай. До районного городка было километров десять. Председатель выделил жеребят и отправил мальчишек проходить медосмотр. Время было голодное. Николая с малым весом — всего 35 килограммов — в армию не взяли, оставили в городе на три месяца учиться на шофера, а заодно и проходить первоначальную военную подготовку: осваивал винтовку и противогаз.

Три месяца вскоре истекли. 25 декабря 1943 года Николай был отправлен в город Богородск Горьковской области и зачислен курсантом в учебную роту 6-го автополка 283-го моторизованного батальона особого назначения. Здесь молодых шоферов стали переучивать на американской технике, а техника была особенная: американские машины марки “Форд” модификации “Амфибия”, предназначенные для форсирования водных преград и высадки десанта в тылу противника. 12 января 1944 года Николай принял военную присягу и в составе второй автороты был переброшен под Нарофоминск. Каждый день приходила в роту новая американская техника, поступало оружие. Полученные машины проверялись в деле, первый, пока учебный, опыт форсирования Николай приобрел на Москве-реке. Затем были озера Финляндии, недалеко от Хельсинки, но скалистые берега финских водоемов портили технику, поэтому задержались в Финляндии только на три дня, к тому же пришел приказ — следовать к Нарве. Так закончилась учебная подготовка.

С Нарвы и началась фронтовая жизнь Николая Дурягина, здесь состоялось его боевое крещение. Собственными глазами увидел горящий город, разрушенные дома, в боях под Нарвой много полегло друзей-однополчан, тогда же были потеряны и первые боевые машины. Освобождение Прибалтики далось нелегко. Форсировали Рижский залив, перевозили пехоту с острова на остров. За освобождение Прибалтики — острова Эзель — рядовому Николаю Дурягину Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина 24 ноября 1944 года была объявлена благодарность. До сих пор хранится в семейном архиве Николая Степановича справка, подтверждающая этот факт, подписанная начальником штаба капитаном Пудовым. Есть об этом запись и в красноармейской книжке, которую тоже бережет Николай Степанович как память о страшных и героических событиях Великой Отечественной войны.

После освобождения Прибалтики для восстановления потерь автополк вернулся под Ленинград, где на одной из станций в спешном порядке набирали солдат, проверяли машины. В скором времени комбат получил приказ готовить технику и людей к отправке в Варшаву и дальше — на Берлин. Машины были погружены на платформы, начался путь на Запад. Варшава встретила солдат-освободителей разрушенной. Разгрузились, а дальше колонна из 200 машин-амфибий, грузовиков с фуражом двинулась от Варшавы в сторону Франкфурта-на-Одере. Была поставлена задача — форсировать Одер. "На одном берегу были наши, на другом — немцы, — вспоминает Николай Степанович. — Ночью, перед рассветом, "катюши " дали очередь по той стороне. Так молотили, что дышать было нечем. Берега у реки крутые. Стали спускаться с горы по съездам, впереди вода, только вода, другого берега не видно. Ребята уже поплыли, а я с машиной 30-й стоял, готовился к форсированию. Страшную картину наблюдать пришлось: бомбы летят, попадают в машины, несколько машин в одно мгновение затонули, люди в воде. Скорость маленькая — 18 километров в час, спасти не успевали. Вскоре берег появился, врезались прямо в тростник. Пехота выскочила, а потом уж и мы выбрались. Целый день была бомбежка. Много тогда ребят с машинами ко дну ушло, многие на берегу погибли”. Танки тогда подоспели вовремя, пошли на Берлин, а автополк после этого боя получил небольшую передышку. Недалеко от Франкфурта устроились на привал до утра, засыпали прямо за рулем, ни еды, ни питья — ничего не надо было, только сон. Так и дошли до Берлина. Быстроходные машины “Форд” всегда были на переднем крае. В Берлине оказалось много каналов. Форсировали их, забрасывали пехоту, потом возвращались за новой группой. "Да, такая вот у нас была война. Много ребят погибло прямо на глазах ”, — тяжело вздохнул Николай Степанович.

Прошел Николай Дурягин войну без ранений, но жизнь в соседстве с водой подорвала здоровье. Рассказал Николай Степанович, как однажды, при форсировании Рижского залива, машина не дошла до берега — помпа отказала. Пришлось всю ночь сидеть в воде, на следующий день сушиться было негде, простыл тогда крепко. Ноги опухали, руки отказывали. Только после окончания войны попал в госпиталь, разместившийся недалеко от Берлина. Месяц пролежал на больничной койке, а потом вернулся в свой автополк — удача помогла. Трудно тогда было свою часть отыскать, всех бывших раненых отправляли в распредроту, а из нее солдаты попадали совсем в другие части. Увидел однажды Николай из окна своей палаты знакомую машину. Оказалось, приехал на ней комбат — жену привез в роддом. Вместе c ними вернулся Николай в свою часть, стоявшую под Дрезденом.

Об окончании войны узнал Николай Дурягин 9 мая недалеко от Берлина: радистки сообщили. Даже радоваться сил не было, потому что ребят хоронили, погибших в последних боях. После войны всю оставшуюся технику отправили обратно в Америку, а полк расформировали. Все военные годы, выпавшие на долю Николая Степановича, он прослужил шофером 6-го автополка 283 моторизованного батальона особого назначения. Служил на Ленинградском и Первом Белорусском фронтах.

После войны остался на 5 лет в Германии в контрразведке “Смерш”, в задачи которой входило освобождение советских граждан, насильно увезенных из Советского Союза в Германию. Пересел с боевой машины на обычную легковую. Довелось возить самых разных начальников. Много еще историй рассказал Николай Степанович о своей службе за границей. Насмотрелся на то, как свои со своими же расправлялись. Все граждане Советского Союза, пригнанные в Германию, подвергались тщательным проверкам: выясняли, каким образом они попали туда. Людей сотнями сажали, отправляя в Воркуту, в Карелию, расстреливали рядовых и офицеров, если узнавали, что они познакомились с немецкими девушками. “Жути насмотрелся” Николай, пришло время возвращаться домой. Демобилизовался рядовой Дурягин 14 октября 1948 года.

В 50-ом году уехал на Север, сначала в Мончегорск, где устроился водителем в “Стальмонтаж”. Через год всех холостяков перевели в Оленегорск в “Трансводстрой”. Вскоре оказался на комбинате. Возил несколько лет В. Панкрушина, возглавлявшего многие годы Оленегорский горно-обогатительный комбинат, потом пересел на БелАЗ, а за год до пенсии стал работать слесарем по ремонту автомобилей.

9 мая надевает ветеран боевые награды, вспоминает ушедших друзей, молодость... Это его день, его праздник.

Материал подготовила Валерия ПОПОВА.